Джузеппе, не убивай Джульетту! // Сов. спорт. – 1992. – январь-март.
 
Хостинг от uCoz
Перед чемпионатом мира, который стартует на следующей неделе в Сан-Франциско, на стареньком катке в Сокольниках, в ледовом королевстве Натальи Дубовой, суетно как никогда. И еще очень буднично и прозаично: постоянные повторы кусковых программ, танцоры в черно-белых «домашних» костюмах. И супруги Майя Усова и Александр Жулин выглядят не столько привлекательными, сколько безумно уставшими. Усова и Жулин, кто станет спорить, сегодня самый красивый, интеллигентный, самый любимый зрителями дуэт – им всегда аплодируют стоя. И, пожалуй, самый трагичный. Арбитры, вовсю расхваливающие их за кулисами, на турнирах по каким-то своим причинам всегда приносили этих фигуристов в жертву. Сначала Марине Климовой и Сергею Пономаренко, позже еще и Изабель и Полю Дюшене…
- Вот и в Альбервилле вас снова откровенно засудили, поставив на третье место.
Майя Усова: Признаться, мы этого ждали – слишком большие деньги были вложены в подготовку Дюшене. Но уж больно слабые были у них программы. Они честно проиграли Климовой и Пономаренко. По справедливости должны были проиграть и нам, и Оксана Грищук с Евгением Платовым.
- Вообще как вы относитесь к своей роли – «вечно вторые»?
Александр Жулин: Теперь мы с этим смирились. Хотя, конечно, было немало обидных моментов. Скажем, в прошлом году на чемпионате мира в Мюнхене, когда после двух танцев мы лидировали, а в итоге получили лишь «бронзу». Что же касается Олимпийских игр, здесь главное – дождаться своего звездного часа. В нашем виде спорта существует строгая очередь на высшую ступень пьедестала, танцоры становятся олимпийскими чемпионами, как правило, в тридцатилетнем возрасте. Когда Климова и Пономаренко были сильнее Бестемьяновой и Букина, они все равно уступили им Калгари. В свою очередь, Бестемьянова и Букин долго ждали пока сойдут Торвилл и Дин…
- В этом сезоне Климова и Пономаренко ушли из вашей группы. Легче вам стало тренироваться или труднее?
А. Ж.: Легче! В моральном плане, прежде всего: мы совершенно разные люди, расходимся во взглядах на какие-то вещи. К тому же сейчас нас целиком занимает творчество, а не заглядывание в «чужие тарелки».
Два предыдущих сезона вам ставил программы солист балета «Ла Скала» Джузеппе Арена. Кому пришла мысль пригласить его?
М. У.: Нашему тренеру. Сами мы вовсе не хотели экспериментировать, тем более что полпрограммы было уже готово. Но Арена все-таки приехал, встал на лед и показал мне несколько элементов. И мы тотчас поняли: сама судьба послала нам Джузеппе.
А. Ж.: Наши хореографы, при всем моем уважении к ним, непременно должны сделать из танца трагедию. В конце партнер просто обязан» убить» свою партнершу. Прямо смерть с косой! Арена посоветовал нам: «Вы - Ромео и Джульетта. Зачем вам эмоции? Даже не улыбаясь, вы сможете продемонстрировать темперамент». Понимаете, он дал нам новый импульс.
- Вы известны своим постоянством, любовью к классической музыке. Не подумываете о том, чтобы сменить стиль?
А. Ж.: Мы попробуем его разбавить – джазом, может быть, танго, чтобы не было повторов, клейма «классический стиль», хотя это не так уж и плохо. Но даже все хорошее быстро приедается.
- Как, по вашему мнению, в танцах распределятся силы на будущий год? М.У.: Однозначно: русская доминанта всем надоела. Хотя, на мой взгляд, лидерами будут ученики Дубовой. Но судьи наверняка станут тянуть на пьедестал и финнов – Рахкамо – Коко, и итальянцев – Калегари – Камерленго.
- А вы что решили – уйти, остаться в спорте?
А. Ж.: Если честно, мы хотели покинуть сборную еще давно. Дело в том, что мы оба из очень небогатых семей. Когда мы стали ездить за границу, и у нас появились машина, видео, деньги, у Майи был сложный период. Она говорила: «Я хочу сидеть дома и рожать детей». Но потом мы поняли, что без фигурного катания попросту зачахнем.
Вот и теперь мы остаемся в спорте до следующей Олимпиады. Если бы она была, как обычно через четыре года, как обычно, мы бы, разумеется, до нее не дотянули. Но два года – ничего, подождем.
- Кстати, как сложился ваш дуэт? Где вы начинали заниматься фигурным катанием?
М.У: Я – в Нижнем Новгороде, в группе Ирины Васильевны Дружковой.
А. Ж.: А я москвич. Занимался у Людмилы Пахомовой, но мне никак не могли подобрать партнершу. Я ушел за день до того как к Пахомовой пришла Наташа Анненко (помните знаменитый дуэт Анненко – Сретенский?) В 18 лет я решил завязать с фигурным катанием, но напоследок мой отец привел меня к Дубовой, которая пообещала привезти мне партнершу через три месяца. Это была Майя.
- Интересно, а кто стал лидером в вашей паре, в семье?
А. Ж.: На льду лидер - я. Хотя Майя, безусловно, талантливей. По натуре я заводила и очень тщеславный человек. Вот нам говорили, что мы никогда не будем сильны в обязательных танцах. На прошлом чемпионате мира мы выиграли их с оценкой 6,0.
В нашей семье, как мне кажется, лидера нет. Хотя хозяйством занимается исключительно моя жена. У нее прямо потребность какая-то что-то делать, не сидеть на месте.
- Вы всегда вместе: дома, на тренировках, в турне. Не устаете друг от друга?
А. Ж.: Устаем, конечно. Нынешний отпуск, скорее всего, проведем врозь.
- А о своем будущем спорите? Каким, к слову, его видите?
А.Ж.: Нет, здесь мы едины: хотели бы выступать в зарубежных шоу. Почему именно в зарубежных? Согласитесь, пока в нашей стране жить страшно. Разве я могу быть спокоен, если мою квартиру уже дважды обворовывали? В Москве я испытываю шоковое состояние: серость, хмурые лица. Пробуешь в метро уступить женщине место, тебя же и обхамят: «Что я, старая, что ли?» Конца края тому нет…
- Майя, Александр, с каким чувством вы остаетесь в команде?
М.У: Наверное, все-таки с чувством радости.